+7 (812) 342-66-64

Мы Вконтакте:

Кто распространял слухи о распаде пары Кавагути – Смирнов? Почему наши фигуристы перестали доминировать в мире? Где найти высоких парней и хрупких девушек? Как достигли прогресса китайские и немецкие пары? Sports.ru встретился с заслуженным тренером Тамарой Москвиной и расспросил ее о самых важных изменениях в фигурном катании.

Век спортсмена короток, отзвучат фанфары и вчерашних кумиров сменят новые чемпионы. А вот у бортика льда ситуация куда стабильнее. Там, конечно, тоже периодически появляются молодые тренеры и хореографы, но в чемпионы чаще выводят своих учеников «проверенные кадры». К числу таких мэтров, безусловно, принадлежит заслуженный тренер СССР и России Тамара Николаевна Москвина. С ней мы и поговорили о прошлом, настоящем, а главное – о будущем парного фигурного катания.
- Начинать новый олимпийский цикл, наверное, всегда сложно?

– Каждый раз, заканчивая Олимпийские игры, мы тут же начинаем подготовку к следующим. Спортсмены могут закончить карьеру, тренеры по обыкновению продолжают работать. Каждый раз приходится перелистывать прожитые страницы и начинать с начала. Это нелегко, но и не трудно – это жизнь. Нельзя жить прошлым, в спорте можно жить только будущим, стремиться к новым победам.

«Каждый раз приходится перелистывать прожитые страницы»

- Желтая пресса пару месяцев назад распространила слухи, что ваша пара – Юко Кавагути и Александр Смирнов – распадается. Имели ли эти слухи основание?

– Абсолютно никакого. Юко и Саша не собирались расставаться, никаких разговоров об этом не было. Возможно, просто журналисты видили в них пару не только на льду, и когда узнали, что Смирнов женится, решили, что он ушел от Кавагути. Если так, это значит, что мы работаем не зря, и что на льду за то непродолжительное для парного катания время (а Юко и Саша катаются вместе всего-то четыре года) ребята стали единым целым. Я рада за Сашу, что у него все хорошо в личной жизни, что на моих глазах родилась еще одна молодая семья. Желаю ему и его супруге Екатерине всяческих благ.

- Став семейным человеком, Саша не стал меньше времени уделять тренировкам?

– Нет, оба очень дисциплинированы, видят цель, понимают, чего они хотят добиться, и работают ради этой цели не покладая рук. У меня за годы тренерской работы были разные пары. Каждая со своим характером. И к каждой мне приходилось искать свой подход.

- В межсезонье у вас в группе появились еще две новые пары – Катарина Гербольдт/Александр Энберт и Сабина Имайкина/Константин Безматерных.

– Это молодые пары. Катарина и Саша встали в пару чуть раньше, чем Сабина и Константин. Пока сложно давать им какую-то оценку, но я рада, что обе пары уже обрели опыт выступлений на российских соревнованиях, а Гербольдт и Энберт выступили еще и на международном турнире в Ницце.

Мы увидели, как их оценивают судьи, поняли, что в наших программах хорошо, а над чем еще нужно работать. Могу сказать, что обе пары сработались, скатались друг с другом. Они не похожи ни друг на друга, ни на какие другие знаменитые пары мира, у каждой пары свое собственное лицо. В этом их достоинство. Недостатки у новых пар тоже есть, но о них не хочется говорить, их будем исправлять…

«Новая система судейства изменила фигурное катание»


- Многие выдающиеся тренеры не первый год говорят о том, что из-за новой системы судейства пострадала артистическая часть программ, что теперь фигуристы жертвуют музыкой, хореографией ради исполнения определенных элементов. Вы согласны?


– Новая система судейства изменила фигурное катание. Конечно, если я скажу вам, на что сейчас смотрят судьи, то, уверена, большинство читателей удивятся – неужели это фигурное катание?! Ну вот, например, техническая бригада проверяет, чтобы у партнера в циркуле во время парного вращения нога была под углом 90 градусов в течение всех 360 градусов оборота. Да, сейчас оцениваются вот такие вещи! И, конечно, о них тоже приходится думать.

Сочетать и техническое мастерство, и артистизм – это высший пилотаж, это всегда удавалось единицам. Но, тем не менее, при любой системе судейства такие фигуристы были, есть и будут. Я думаю, что в музыкальном плане у Юко с Сашей в этом сезоне очень удачная произвольная программа на музыку Клода Дебюсси. Они в ней единое целое. Посмотрев их выступление на Кубке Санкт-Петербурга, который ребята выиграли, я осталась довольна новой произвольной программой.

- С нового сезона Международный союз конькобежцев опять сильно откорректировал правила.

– Да, но, к сожалению, все, что касается увеличения стоимости четверных и некоторых тройных прыжков, уменьшения вычетов за их неудачное исполнение – это коснулось только одиночного катания. Парного эти изменения не коснулись. Я могу сказать, что ни одна судейская система не совершенна. Всегда, при любых правилах выставления оценок, можно стремиться к лучшему. Поэтому системы будут меняться и под них нужно подстраиваться. Бессмысленно говорить, что система плохая. Выигрывать будут те, кто будут исполнять требования этой системы.

- Но стоит ли тогда рисковать и разучивать четверной выброс?


– Что касается Юко и Саши, то мы делали четверной выброс для того, чтобы на пару обратили внимание. Молодой паре нужно было завоевывать авторитет, дать повод о ней заговорить. Чтобы судьи, журналисты, комментаторы обсуждали: а правильно ли они рискуют, а сделает Юко выброс или не сделает? В этом плане наш эксперимент, безусловно, дал результат. Посмотрите – пары, которые претендовали на медали на Олимпийских играх в Ванкувере и на чемпионате мира в Турине катаются вместе от 10 до 16 лет. Юко и Саша катаются вместе только 4 года, и завоевать авторитет за такой короткий срок было очень непростой задачей.

«Юко и Саша катаются вместе только четыре года»

- Если говорить в целом о развитии мирового парного катания, куда оно, на ваш взгляд, движется?

– Парное катание сейчас идет по русскому пути. Это путь совмещения артистического катания и сложнейшей техники. Раньше такое удавалось только русским парам. Сейчас мы смотрим на чемпионов мира и олимпийских чемпионов Сю Шень и Хунбо Чжао и восторгаемся, что каждая их программа – это спектакль, насыщенный сложнейшими поддержками, подкрутками…

- Наверное, это связано с тем, что в конце 1980-х – начале 1990-х многие российские тренеры вынуждены были уехать за рубеж и стали готовить конкурентов.

– Я думаю, что это больше относится к танцам на льду, одиночному катанию. В парном катании лидируют китайские пары, с которыми работают китайские тренеры. У немецкой пары – тренер-немец, в прошлом чемпион мира Инго Штойер. Алену Савченко, конечно, можно назвать представителем постсоветской школы фигурного катания (она родилась на Украине и за эту страну выигрывала медали на юниорских соревнованиях – прим К.Л.), но тренеры, хореографы с ними работают не русские. Просто китайцы, американцы, немцы долгие годы наблюдали за нашей школой и, наконец, научились. И если 20 лет назад мы были в парном катании впереди планеты всей, то теперь нас догнали…

- Что же нужно делать для того, чтобы вернуть былые позиции?

– Мы, российские тренеры, делаем и будем делать все от нас зависящее. Конечно, нужно усовершенствовать материально-техническую базу. Когда-то у нас были лучшие условия для подготовки спортсменов мирового уровня, но фигурное катание идет вперед, сейчас другие требования. У нас же большинство нормативов, правил, пособий написано в советские годы. Их нужно менять.

Конкуренция выросла, а пар мирового уровня значительно меньше, чем одиночников. Почему? Потому что в парном катании очень сложно подыскать партнеров. И здесь речь даже не о психологической совместимости – хотя и без нее никуда, – а о самых простых физических данных: девушка и молодой человек должны подходить друг другу по росту, весу, определенным техническим данным. Кроме того, они должны жить в одном городе, и это не должно быть каждому из них в тягость.

«Пар мирового уровня значительно меньше, чем одиночников»

В парном катании значительно труднее достигнуть мирового уровня – если на льду одиночник как-то не так махнет рукой или ногой, этого, по большому счёту, никто не заметит. Если такое происходит у партнера в паре – сразу видно, что он сделал движение не в такт с партнершей. И научить девушку и юношу на льду делать все одинаково, да еще выполнять при этом сложные элементы, делать это под музыку – трудная задача, которую я ежедневно пытаюсь решать со своими парами.

Кирилл Лёвкин

Sports.ru