+7 (812) 342-66-64

Мы Вконтакте:

Мало, кто не знает Алексея Мишина. Этот заслуженный тренер России воспитал немало олимпийских чемпионов, имена которых слышали даже далекие от фигурного катания люди. Сейчас он является наставником совсем молодого дарования – Артура Гачинского, который уже выступает за нашу страну на крупных соревнованиях. Несмотря на малое количество свободного времени, Алексей Мишин нашел время для SportDialog, и в беседе с нашим корреспондентом прокомментировал прошедший чемпионат Европы, на котором выступал Артур, а также поделился мнением в отношении нововведений в системе судейства и состоянии фигурного катания в России.

- Как вы оцениваете прошедший чемпионат Европы? Многие говорили, что в некоторых дисциплинах на нем был невысокий уровень участников, по сравнению с предыдущими годами.

- Да, это правильно. Особенный провал я увидел в женском одиночном катании. Это было что-то из разряда «в лесу раздавался топор дровосека»: участницы просто падали, словно это какой-то лесоповал был. Очень слабый уровень. За исключением швейцарки там и вообще не с кем соревноваться было. И очень обидно, что наши девочки не воспользовались этим шансом – занять высокие места. Хотя в этом году они были лучше, чем в прошлом, и могли быть в призах. Просто надо было сложить все в кучку – и короткую и произвольную программы. Но, вот если говорить в целом, то такого слабого женского одиночного катания не было за все мое пребывание в фигурном катании на коньках.

- В мужском одиночном катании победу завоевал француз, который даже не попытался сделать прыжок в четыре оборота. Сейчас этот факт вызывает немало споров: кто-то говорит, что и так неплохо, другие утверждают, что без четверного прыжка наступит регресс в мужском фигурном катании. Как к данному вопросу относитесь вы?

- Я думаю, что то, что выиграл мальчик, не делая четверного прыжка, в этом нет ничего удивительного, потому что современная система судейства это позволяет. Но фигуристы прошлого выигрывали с четверными прыжками, и он будет необходим и фигуристам будущего. Без него нет развития. В арсенале фигуристов есть очень много элементов: вращения, шаги, подскоки, остановки, повороты. Но на вершине этой пирамиды стоят прыжки с большим числом оборотов, и это было, есть и будет. Но сейчас такой исторический поворот в фигурном катании, что можно и без четверного прыжка. Во времена, когда катались Алексей Ягудин, Алексей Урманов, нельзя было рассчитывать на высокое место, не выполняя этого прыжка.

- Как вы считаете, наши ребята – Артур Гачинский и Константин Меньшов, справились они со своими выступлениями?

- И Артур Гачинский, и Константин Меньшов показали то, что они находятся в числе сильных мира сего, и за них было не обидно. Артур, если я не ошибаюсь, был самым молодым участником в соревнованиях мужчин-одиночников на чемпионате Европы – он ведь еще два года может в юниорах выступать. Тем не менее, он сразу завоевал малую бронзовую медаль, и я считаю, что это замечательный успех. Он очень достойно показал себя в произвольной программе. И Костя Меньшов тоже продемонстрировал, что, кроме опыта, у него еще есть и порох в пороховницах. И я оцениваю выступления ребят весьма положительно.

- Я читала о том, что Артуру не засчитали «волчок».

- Да. Председатель технического комитета Международного союза конькобежцев Александр Лакерник, когда просматривал повтор этого «волчка», сказал, что можно было бы засчитать, а можно было и не засчитать. Мой просмотр говорил о том, что бедро было достаточно горизонтально, и можно было засчитать этот элемент. Но если кого-то и надо карать, то, наверное, самых юных дебютантов. Вот на него и спустили собак.

- Артур не расстроился из-за того, что не поднялся на пьедестал почета? Готов дальше развиваться?


- Ни я, ни он не расстроены, потому что так выступить, дебютируя на чемпионате Европы, так бы, с таким же уровнем катания, дебютировать и на чемпионате мира. Хотя у нас очень серьезные планы в сторону усложнения наших программ.

- Если не ошибаюсь, на чемпионат мира отправится только один мужчина-одиночник. И, говорили, что именно тот, кто лучше выступит на чемпионате Европы. Получается, что едет Артур?

- Я так понимаю, что да. Этот выбор представителя нашей страны на чемпионате мира был сформулирован еще до начала сезона. Это ведь та практика, которой Федерация фигурного катания России придерживается уже много лет.

- И кто же у Артура на чемпионате мира будет главным соперником? Ведь там, кроме французов, добавятся еще извечные наши конкуренты – американцы, канадцы и японцы.


- Когда подобные вопросы задавали в отношении Евгения Плющенко, я говорил, что его главный соперник – это он сам. Думаю, наступил момент, когда я могу также говорить и об Артуре Гачинском. Потому что, если он выступит на максимум своих возможностей, то будет очень заметен даже среди лидеров мирового фигурного катания.

- Артура часто сравнивают с Евгением Плющенко. Они действительно чем-то похожи или подобные сравнения появляются из-за того, что вы тренируете обоих?


- Люди просто по привычке, по самой простой логике считают, что если один тренер, то и спортсмены похожи. А надо сказать, что ни Урманов не похож на Ягудина, ни Ягудин не похож на Плющенко, ни Плющенко совершенно не похож на Гачинского, и Гачинский не похож ни на одного из своих товарищей по команде. Артур берет своим талантом, а талант – уникален. Знаете, в истории ювелирного искусства были разные алмазы: был «Шах», был «Куллинан», были другие. Все они вошли в историю, как редкие явления минерального мира. Но, что интересно, каждый из этих алмазов не был похож на другие. Так и здесь. Талант не бывает тиражированным, талант всегда разный. И если человека характеризуют, как талантливого, то это означает, что он не похож на других.

- Чего, по вашему мнению, не хватило нашей паре – Александру Смирнову и Юко Кавагути для того, чтобы завоевать золотую медаль?


- Я читал комментарии по поводу конкуренции между Юко и Сашей и парой из Германии. Например, Татьяна Тарасова говорит о том, что немецкая пара более талантлива. Но мне кажется, что запас таланта у наших ребят не меньший, а в каких-то чисто технических элементах – у них даже преимущество. Наверное, основную роль здесь сыграл более доступный зрителю выбор музыкального сопровождения. Потому что, выбранные Юко и Сашей, вместе с Тамарой Москвиной, музыкальные пласты – «Свет луны», также как и тема из короткой программы, это очень высокая классика. Они более сложны для восприятия массовому зрителю. А программы немецкой пары были более доходчивы, ясны и просты в чем-то. Я думаю, что поэтому тот результат, который случился на чемпионате Европы, нельзя рассматривать как финальный в борьбе этих двух выдающихся пар. До следующих Олимпийских игр еще три года, и могут произойти изменения в их диспозиции.

- Но ведь и у Артура Гачинского музыка тоже не для широких масс – взять хотя бы программу под «Pink Floyd».

- Да, это правда. Но мужское одиночное катание – немного другая стезя, и мне кажется, что Артур обладает очень высоким хореографическим даром, и может кататься как с «Pink Floyd», так и с Шостаковичем.

- Как вы считаете, к Олимпиаде в Сочи, успеет ли Евгений Плющенко вернуться в сборную России?

- Я думаю, что в случае принятия разумного решения Международным союзом конькобежцев, Евгений, находящийся сейчас на хорошем уровне, очень бы достойно сражался на прошедшем чемпионате Европы. Я много тренировал разных спортсменов, и мог наблюдать момент, когда у фигуриста наступает координационная старость. Так вот, такой координационной старости у Евгения не наблюдается, он способен показать высокий спортивный результат. Он делает тройной аксель с легкостью, и думаю, четверной также сделает успешно. И при его хореографическом даре, при наличии тройных акселей и четверного прыжка, превращается в соперника, которого может победить не каждый.

- Вам часто приходится ездить по разным городам нашей страны, и как никто другой можете сказать, каков сейчас уровень фигурного катания не в столицах нашей Родины, а, так сказать, в ее глубинке. Прогрессирует ли он?

- Уровень в глубинке прогрессирует только тогда, когда опытные тренеры начинают с ней сотрудничать. У меня есть такая формула: для того, чтобы состоялся выдающийся чемпион, нужны три обстоятельства – чтобы у него был талант, чтобы он оказался в нужном месте, и в руках опытного специалиста. И если девочка или мальчик на периферии талантливы, но не окажется в нужном месте… Привожу пример Артура Дмитриева. Он безусловный, уникальный талант, но если бы остался в Норильске, и не встретил на своем жизненном пути Тамару Москвину, то мы бы такого имени не знали. То же самое и с Женей Плющенко – останься бы он в своем Волгограде, и не оказался бы в Петербурге, где находится одна из передовых школ фигурного катания, и не попал бы к толковому тренеру, вряд ли его имя прозвучало бы в истории фигурного катания так ярко. Это же можно сказать и о Лизе Туктамышевой. Если бы она осталась в Глазове, и продолжала бы там тренироваться, вряд ли бы у нее были бы такие же высокие результаты, как сейчас. А так она попала в хорошую среду, где катается олимпийский  чемпион, и к специалисту – ее первому тренеру, который помог ей овладеть всем тем арсеналом, который необходим для подготовки чемпионов.

- Говоря о Лизе Туктамышевой, какие ее ожидают перспективы?

- Сейчас о ней можно говорить, как о ярком явлении в фигурном катании, но окончательный итог можно будет сформулировать и высказать только после того, как у нее закончится переходный период, когда она из ребенка превратится в девушку. Только тогда можно будет назвать ее истинную стоимость, ее истинное место, ее роль в мировом фигурном катании. Несмотря на то, что сейчас она демонстрирует очень стоящее, хорошее катание, она находится на половине пути. А на этом пути существует перевал, который нужно пройти. И часто юные, талантливые девочки этот перевал успешно не преодолевают.

- Как вы считаете, новая система судейства положительно или отрицательно влияет на фигурное катание?

- Если закон вышел, то нужно по нему жить. Да, можно комментировать плюсы или минусы существующей судейской системы, но в любом случае мы вынуждены жить в соответствии с ее правилами. В чем-то она послужила для развития фигурного катания: люди стали больше внимания уделять вращениям, дорожки шагов усложнились, соединения между элементами стали не такими простыми, как были раньше. Но если говорить, сработала ли эта система ее главной цели – объективизации судейства, то я бы не сказал, что это очевидно, потому, что мнения одного или двух человек, которые сидят в технической бригаде и определяют – сделал человек прыжок или нет, докрутил – не докрутил, решающим образом влияют на результат. Поэтому, мне кажется, в главной цели, которую преследовали создатели новой системы судейства, не достигли большого успеха.

- Этот год для вас – юбилейный. Планируете какие-то важные события, мероприятия в его рамках?

- Естественно, мы отпразднуем эту дату в нашем большом коллективе – а это Санкт-Петербургская федерация фигурного катания на коньках, и Российская федерация фигурного катания. По-домашнему, без лишней помпы. Так же, как в праздновании 70-летия Виктора Кудрявцева или 65-летия Татьяны Тарасовой, будет торжество во дворце спорта «Юбилейный».


Анна Сотникова.

SportDialog